"Ақмола облысы  білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Бәйтерек ауылының негізгі орта мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
"Ақмола облысы  білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Бәйтерек ауылының негізгі орта мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Роль игры на занятиях по математики в предшколе.

06.04.2017

Роль игры на занятиях по математике в предшколе.

 ИГРА – одно из важнейших средств умственного воспитания. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности ребёнка переживания. Основным типом дидактических «развлечений» является игры, формирующие устойчивый интерес к учению, и снимающие напряжения. Незаметно формируются психологические качества, крайне необходимые для учебного процесса. Это мышление, память, внимание. Формируются и навыки учебной работы. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребёнка. Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. На занятии действия воспитателя направлены на активизацию мыслительной деятельности детей: например, сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Пришёл сказочный герой Чипаллино. Он принёс числа и просит составить примеры. Дидактическая игра «Магазин», «Составим букет», «Клоун». В игре «Магазин» на картинках изображены продукты; «Составим букет» - различные цветы; «Клоун» - клоун ловит кольца с написанными на них примерами. На основе внешней занимательности воспитатель осуществляет переход к учебным заданиям. Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания. Однако сюжет в игре надо использовать в меру. Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и броским наглядным материалом нередко мешают детям выделить основное, во имя чего организуется игра – собственно учебное задание. Не

следует приучать детей к тому, чтобы на каждом занятии они ждали сказочных героев. Необходим последовательный переход от занятий, насыщенных игровыми ситуациями, к занятиям, где игра является поощрением за работу на занятии, или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний. Встаёт вопрос: «А каковы условия организации дидактических игр, обеспечивающих активизацию познавательных интересов детей на занятиях?» Вероятнее всего, в игре должна быть незавершённость сюжета, обеспечивающая лёгкий переход от заинтересованности в выполнении учебных заданий. Нужна простота и ёмкость наглядности по овладению детьми знаниями. Наглядный материал, если он бесполезен, иногда может играть роль отвлекающего фактора. По мере овладения детьми навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль. Становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т. е. занимательность

превращается в дидактический приём, осуществляется переход к более символическим формам. Иллюстрацией служат такие игры, как «Догони число и вернись обратно», «Заселяем дом», «Молчанка».

Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформированности у дошкольника механизмов мышления и памяти. Именно поэтому следует выделять дидактические игры, направленные на реализацию этой функции, и способствующие развитию произвольности психических процессов Примерами являются: «Продолжи счёт», игры с мячом (на развитие внимания), игры-задачи с геометрическим материалом (на развитие мышления). Когда игра используется как дидактический приём, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение основам математике, на освоение детьми взаимоконтроля. Система дидактических игр в процессе обучения начальной математики позволяет решать многообразие воспитательных и учебных задач. Шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки ребёнка. Разница в возрасте между шести и семилетними детьми как будто незначительная – год. В действительности же эти два возраста резко отделены друг от друга и психологическими и физиологическими особенностями. Многие умения и навыки формируются у шестилеток медленнее, чем у семилетних детей. В плане умственного развития у шестилетний ребёнок в сравнении с семилетним отличается большей непроизводительностью всех

познавательных процессов. Он затрудняется сосредоточенно заниматься одной и той же деятельностью, если она теряет для него непосредственный интерес. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. В процессе учебной деятельности шестилетний ребёнок остро нуждается в организации его умственной активности, он ещё не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Шестилетним детям трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, потому что дети не могут жить без активности. В тоже время игра требует от ребёнка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Главная задача в обучении шестилетних детей в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. Этого можно добиться в игровой деятельности с детьми на занятиях. Занятия у шестилеток немыслимы без игры, без красочного оформления. Столкнувшись с этим, что дети постоянно требуют игры, необходимо сделать её непременным компонентом занятия. Продумав каждый игровой момент, необходимо определить цели данной игры, чтобы в результате получить определённые сведения по изучаемой теме, и исходя из этого, намечается время включения игры в занятия. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. На занятиях можно использовать куклы-игрушки, сказочные персонажи, которые тоже могут учиться и просят детей решить задачу, ответить на вопрос, загадать загадку. Дети очень любят кукол, особенно когда они радуются за правильный ответ: хлопают в ладоши, погладят на голове отличившегося ребёнка, или пожмут ему руку. Использование в ходе занятий кукол оживляют учебный процесс, снимают у детей напряжение. Во время работы над составом числа можно оформить домики для осуществления игры «Заселим домик». Для закрепления знаний состава числа игра «Магазин». Дети охотно покупают у сказочных героев различные предметы: открытки, карандаши, линейки, конверты с секретом, а в конверте может быть интересная головоломка, кроссворд, ребус. Игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность детей. Дети учатся составлять математические закономерности и отношения, выполнять посильные обобщения, учатся делать выводы. Использование на занятиях математических схем, таблиц способствует лучшему усвоению материала, побуждает детей активнее мыслить. В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность детей активизируется, качество их знаний заметно повышается.

 

Просмотров: 557


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст